МОУ "СОШ №1"
город Энгельс, Саратовской области
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

     «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
    Дэвид Бланкет

    Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

    Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
    Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
    Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
    Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: 

    • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
    • Каждый человек способен чувствовать и думать
    • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
    • Все люди нуждаются друг в друге
    • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
    • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
    • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
    • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

    Включение – это не интеграция: 

    • Включение – это больше, чем интеграция
    • Молодые люди учатся вместе в обычной школе
    • Специалисты приходят помогать детям
    • Обычные школы изменяются
    • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
    • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
    • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
    • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
    • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

    Включение – это: 

    • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
    • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
    • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
    • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа.

    Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

    • Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
    • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

    Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
    Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

    • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
    • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

    Правила инклюзивной школы:

    • Все ученики равны в школьном сообществе
    • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
    • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
    • Планируется и проводится эффективное обучение
    • Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
    • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
    • Семьи активно участвуют в жизни школы.

    Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

    • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
    • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
    • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
    • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
    • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
    • Составлена с целью повышения успешности ученика.

    Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

    • он достаточно гибок,
    • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
    • он уважает индивидуальные различия
    • он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
    • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
    • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

    Результаты инклюзии:

    • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
    • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
    • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
    • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
    • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
    • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
    • Существуют процедуры оценки эффективности

    В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

    Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

    Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

    Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

    Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

    Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

    На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

    Актуальность введения инклюзивного образования  обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих  с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.

    Инклюзивное образование в России

    По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, – 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

    Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Питание учащимся льготной категории.
    Питание учащимся льготной категории
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Рабочий день нашего школьника начинается в 8 утра. Заканчивается в 15-16 часов. Его школьные будни требуют активной мозговой работы и напряжения. Энергетическая подпитка на перемене – и опять в класс. И очень важно, чтобы «подпитка» состояла из вкусной и здоровой пищи. Работники школьной столовой всегда рады вас накормить вкусными и разнообразными, завтраками и обедами! Со всеми вопросами обращайтесь к классным руководителям и ответственному за организацию горячего питания в школе - Щербаковой Татьяне Александровне.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не используются.

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie